Администрация СП
"сельсовет Ахтынский"

СЕЛО КАКА

СЕЛО  КАКА

 Кака́ (лезг. КьакІар) — село в Ахтынском районе Дагестана. Административный центр и единственный населённый пункт сельского поселения Село «Кака».

  • Село расположено в Самурской долине, при впадении реки Какавац в Самур, в 8 км к западу от райцентра Ахты. К северу от села проходит Самурский хребет, к югу — Гельмец-Ахтынский. Кака расположено на республиканской трассе Магарамкент-Ахты-Рутул.
  • В селе и окрестностях находятся родники: Ашумлатар, ЧIачъран булах, Пулатметен булах, Фуанцин булах, Купулцин булах.
  • Вблизи села, на южных склонах Самурского хребта расположены летние пастбища: Хпар, БагIахтул, ЧIехи ятах, ЧIехи хпу, ЦIаракус, Верхер и другие.
  •  По свидетельству историка Б. Г. Алиева, древнее селение находилось примерно в километре от нынешнего его местоположения. Оно было разрушено монголо-татарами. Завоеватели сожгли селение за упорное сопротивление, оказанное его жителями. Спасшиеся от монголо-татар какинцы бежали в верховья Самурской долины. Новое село основали представители различных тухумов. Представители этих родов и ныне живут в Кака. Сами жители занимались овцеводством..Несколько позже, спасаясь от кровной мести, сюда переселились Бацары. Они образовали тухум Курбанар. Затем, в разные годы сюда стали переселяться жители из окрестных селений ХрюгЯлакХлютГдынк и др. Переселенцам в Кака не давали земли, они сами приобретали её у местных жителей. Существовало право предпочтительной покупки земли родственниками. Вне селения продавать землю было нельзя.

    По свидетельству историка Б. Г. Алиева, древнее селение находилось примерно в километре от нынешнего его местоположения. Оно было разрушено монголо-татарами. Завоеватели сожгли селение за упорное сопротивление, оказанное его жителями. Спасшиеся от монголо-татар какинцы бежали в верховья Самурской долины. Новое село основали представители различных тухумов. Представители этих родов и ныне живут в Кака. Сами жители занимались овцеводством..Несколько позже, спасаясь от кровной мести, сюда переселились Бацары. Они образовали тухум Курбанар. Затем, в разные годы сюда стали переселяться жители из окрестных селений ХрюгЯлакХлютГдынк и др. Переселенцам в Кака не давали земли, они сами приобретали её у местных жителей. Существовало право предпочтительной покупки земли родственниками. Вне селения продавать землю было нельзя.

 

В XVIII веке село Кака вместе с близлежащими селениями образует Какинское бекство. К концу XVIII века сёла Ялак и Луткун, находившиеся прежде под властью казикумухских шамхалов, перешли под власть какинского бека. XVIXIX вв. В 1775 году Кака, Гогаз и Усур, находившиеся в составе Рутульского бекства, переданы в состав Ахтыпаринского вольного общества, взамен на союзничество ахтынцев с рутульцами в их войне с Хрюгом. Затем стало частью новообразованного Ахтыпаринского наибства Самурского округа. В тот же период вместе с селом Гдынк, Кака образовала Какинское сельское общество. До революции и в первые годы Советской власти здесь активно проповедовали ислам местные Молла Магарам и Молла Магомед, у которых были свои медресе, а также Молла Расул и Молла Муталиб. Закончившие ещё до революции медресе Молла Магарам Меджид Гусейнов были видными знатоками восточной богословской философии. В 1929 году село вошло в составАхтынскго района, образованного на месте упразднённого Ахтыпаринского участка. В 30-е годы XX века в селе организован колхоз.

  • В километре к востоку от Каки, в ущелье Гугаз-кам, находится поселение. Здесь был найден железный сошник, а также бронзовые предметы и разные бусы. В километре к юго-востоку от селения в обнажениях склонов ущелья, видны каменные ящики
  • В старом в селе в двух его частях имелись две мечети. Обе они разрушены, В настоящее время построена новая мечеть возле дороги Ахты-Рутул.
  • По данным на 1 января 2012 года в селе проживало 1667 человек.По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в селе насчитывалось 1655 жителей. Перепись 2002 года насчитала в селе 1553 человека. По-национальности жители села лезгины. По вероисповеданию мусульмане-сунниты. В 1869 году в селе проживало 626 человек, из них мужчины — 328, женщин 298. Село состояло из 108 дворов[В 1886 году в селе проживало 726 человек.
  • Население Кака исторически делится на родовые патронимы — тухумы (лезг. сихил[): Бацарар, Шийитар, Женгъуяр, Архъар, БакIаяр, ТIесер, Гьажиханар, ЖбитIар, Жебесар. 

В селе 420 хозяйств, основной доход населения составляют животноводство, садоводство, овцеводство. Жители села держат более 600 голов крупного и более 800 голов мелкого рогатого скота. В селе имеется средняя школа, клуб, библиотека и врачебная амбулатория, Центральный парк, водопад ч1ачъвар

Известные уроженцы 

  • Юнусов Идрис — (псевд. Уста Идрис) известный в Дагестане начала советского периода строитель арочных мостов.
  • Азизов Абил — известный в Дагестане художник. Автор многих знаменитых картин деятелей искусства Дагестана.
  • Гусейнов Магомед — композитор, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан и Российской Федерации. Директор Дагестанского оперного театра.
  • Исмаилов Шабас Азизович — секретарь Дагестанского Обкома КПСС, председатель Верховного Совета ДАССР, заместитель председателя Совета Министров Республики.

 В XVIII веке село Кака вместе с близлежащими селениями образует Какинское бекство. К концу XVIII века сёла Ялак и Луткун, находившиеся прежде под властью казикумухских шамхалов, перешли под власть какинского бека. XVIXIX вв. В 1775 году Кака, Гогаз и Усур, находившиеся в составе Рутульского бекства, переданы в состав Ахтыпаринского вольного общества, взамен на союзничество ахтынцев с рутульцами в их войне с Хрюгом.Затем стало частью новообразованного Ахтыпаринского наибства Самурского округа. В тот же период вместе с селом Гдынк, Кака образовала Какинское сельское общество.До революции и в первые годы Советской власти здесь активно проповедовали ислам местные Молла Магарам и Молла Магомед, у которых были свои медресе, а также Молла Расул и Молла Муталиб. Закончившие ещё до революции медресе Молла Магарам Меджид Гусейнов были видными знатоками восточной богословской философии. В 1929 году село вошло в составАхтынскго района, образованного на месте упразднённого Ахтыпаринского участка. В 30-е годы XX века в селе организован колхоз.

  • В километре к востоку от Каки, в ущелье Гугаз-кам, находится поселение. Здесь был найден железный сошник, а также бронзовые предметы и разные бусы. В километре к юго-востоку от селения в обнажениях склонов ущелья, видны каменные ящики
  • В старом в селе в двух его частях имелись две мечети. Обе они разрушены, В настоящее время построена новая мечеть возле дороги Ахты-Рутул.
  • По данным на 1 января 2012 года в селе проживало 1667 человек.По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в селе насчитывалось 1655 жителей. Перепись 2002 года насчитала в селе 1553 человека. По-национальности жители села лезгины. По вероисповеданию мусульмане-сунниты. В 1869 году в селе проживало 626 человек, из них мужчины — 328, женщин 298. Село состояло из 108 дворов. В 1886 году в селе проживало 726 человек.
  • Население Кака исторически делится на родовые патронимы — тухумы (лезг. сихил): Бацарар, Шийитар, Женгъуяр, Архъар, БакIаяр, ТIесер, Гьажиханар, ЖбитIар, Жебесар.

В селе 420 хозяйств, основной доход населения составляют животноводство, садоводство, овцеводство. Жители села держат более 600 голов крупного и более 800 голов мелкого рогатого скота. В селе имеется средняя школа, клуб, библиотека и врачебная амбулатория, Центральный парк, водопад ч1ачъвар

Известные уроженцы 

  • Юнусов Идрис — (псевд. Уста Идрис) известный в Дагестане начала советского периода строитель арочных мостов.
  • Азизов Абил — известный в Дагестане художник. Автор многих знаменитых картин деятелей искусства Дагестана.
  • Гусейнов Магомед — композитор, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан и Российской Федерации. Директор Дагестанского оперного театра.
  • Исмаилов Шабас Азизович — секретарь Дагестанского Обкома КПСС, председатель Верховного Совета ДАССР, заместитель председателя Совета Министров Республики. (Из википедии)

 

271_20140319_2      115_view 

   271_20140319    result_image_big169859  26844534151826964